Статья
преподавателя Студии бумажного дизайна Е. В. Селезневой. Опубликована. в
методическом пособии для педагогов ДОУ, ««Кругозор»: день за днем -2008»
ПОТЕНЦИАЛ
ИСКУССТВА ХАНДИ В ПРОГРАММЕ «КРУГОЗОР»
В настоящее
время все больший интерес вызывают программы дополнительного образования,
способствующие развитию личности ребенка в процессе продуктивной творческой
деятельности. Мы знаем, что ребенок лучше развивается в игровой непринужденной
обстановке и познает новое через ощущения, полученные во время внимательного
процесса. А если он при этом сможет создать что-либо, вызывающее восхищение у
взрослых, то легко запомнит и все то, чему учит его преподаватель. Дайте детям
дело, которое соответствует их природе, и самая разрушительная энергия
сублимируется в созидательную! Работа с бумагой - универсальное средство,
развивающее память, внимание, конструкторское мышление, логику, пространственное
воображение и образное мышление, фантазию. Устойчивый интерес к традиционному
корейскому бумажному искусству - ханди - в большой степени связан с
нетрадиционными способами работы с бумагой:
1. Работа с
гофрокартоном и гофробумагой.
Особый эффект создается использованием разных приемов - сочетание бумажного
моделирования, аппликации и рисования.
2. Работа с
полосками (бумагокручение и бумагопластика).
В процессе работы с полосками повышается внимательность, собранность,
дисциплина, быстрее работает ум, появляется уверенность в своих силах и
способностях, снижается тревожность. Задание построено таким образом, что
изделие получается у всех.
3. Складывание
из бумаги (из
единого листа; из нескольких и соединение их в единое изделие). В маленьком
листе бумаги содержится бесконечное множество скрытых возможностей - невидимых
линий, по которым его можно сложить. Следует только найти те, которые вам
необходимы. Едва уловимые, спрятанные до поры, они заставят плоский квадратик
принять самые разнообразные формы - от выразительных животных до остроумных
геометрических моделей. Существует определенная техника сворачивания листа,
сложившаяся веками. При этом любая модель всегда несет в себе отпечаток личности
создателя.
4. Работа с
бумажной массой (папье-маше)
5. Соединение
различных вариантов работы с бумагой в одном изделии.
Здесь сходятся
моторика и воображение - логическое и пространственное в
равной мере,
размышление и фантазия, быстрый результат и творчество. Возможно создание как
индивидуальных, так и коллективных работ. Создав несколько изделий, ребенок
компонует их в панно (цветочная поляна, зоопарк, джунгли). Такая смена
деятельности предупреждает перенапряжение и утомление от насыщенной и
разнообразной моторной и мысленной работы.
Занятия с
бумагой способствуют социальной реабилитации больных с ограниченной
подвижностью, улучшают ориентацию в пространстве для людей с нарушением зрения,
способствуют усидчивости у гиперактивных детей и уверенности в своих силах у
детей с задержкой психического развития. Работа с бумагой успокаивает в
стрессовых ситуациях и выводит из депрессии.
По
исследованиям Е. Р. и Ю. В. Шумаковых (Шумаков Е:. Р., Шумаков Ю. В. Метод
развития познавательных и психомоторных способностей у детей с помощью оригами и
межполушарная функциональная ассиметрия
II Ежегодник
Российского психологического общества «Методы психологии». Т. 3, вып. 1. -
Ростов-на-Дону, 1997.), работа с бумагой влияет на психическое состояние детей
следующим образом:
-
повышается активность правого и левого полушария головного мозга и
уравновешивается работа обоих полушарий;
-
повышается
коэффициент интеллекта (по Равену);
-
активизируется
творческое мышление (возрастает его оригинальность, гибкость и скорость);
-
активизируется
трехмерное воображение;
-
повышается и
стабилизируется на высоком уровне психоэмоциональное состояние;
-
снижается
тревожность;
-
улучшаются
двигательные способности рук, тонкая моторика, о чем свидетельствует повышение
качества создаваемых детьми моделей;
-
•улучшается
глазомер.
Занятия с
дошкольниками искусством ханди не требуют особых условий для проведения. Группы
формируются в зависимости от возраста обучающихся.
Старшая группа
- одно занятие
в неделю (20 - 25 минут), работа по подгруппам до 5 человек. Задачи: познакомить
детей с основными приемами работы с бумагой, познакомить с основными техниками
(аппликация, бумагопластика, оригами - складывание из бумаги, бумагокручение -
работа с полосками из обычной и гофрированной бумаги), вызвать интерес к работе
с бумагой, желание творчески использовать полученные навыки.
Обязательный
этап знакомства с ханди - исследование и освоение на практике свойств и
возможностей различных видов, сортов бумаги.
Подготовительная к школе группа
- одно занятие
в неделю (30 минут) с подгруппами по 5 - 6 человек. Занятия делятся на обучающие
и итоговые. На первых дети осваивают элементы техники ханди, вторые входят в
систему занятий изобразительной деятельности по программе «Кругозор». Здесь дети
смогут использовать полученные ранее навыки работы с бумагой при создании
групповых проектов, коллективных работ.
Предлагаем
один из вариантов планирования работы с детьми подготовительной к школе группы
ДОУ на первое полугодие:
1-я неделя -
«Лепестки» (обучающее занятие). Вспоминаем технику бумагокручения,
бумагопластики, складывания из бумаги. Опираясь на детский опыт, вспоминаем,
какие бывают лепестки (круглые, овальные, капелькой, гладкие, гофрированные и
т.д.) Предлагаем создать каждому ребенку несколько лепестков из разной бумаги, в
разной технике, разной величины, формы, цвета, тем самым готовим материал к
следующему занятию - коллективной работе.
Раздаточный
материал:
бумага разного цвета, полоски - гофрированные, простые от 7 - 10 мм шириной и 27
- 54 см длиной, ножницы, клей ПВА (можно использовать шаблоны лепестков).
Демонстрационный материал: технологические карты, показывающие все этапы
изготовления работы
2-я неделя -
«Лес на подоконнике»
(итоговое
занятие) - выполнение коллективной работы, итогом которой является «букет на
подоконнике» (воспитателем заранее готовится основа под плоскостную работу с
изображением окна).
Раздаточный
материал:
лепестки, сложенные детьми на предыдущем занятии; ножницы, клей ПВА, цветная
бумага для изготовления стеблей и листьев.
Детям
предлагается, договорившись между собой, составить сначала из лепестков цветы,
затем из получившихся цветов - общий букет.
3-я неделя -
«Теремок» (обучающее занятие). Детям предлагается создать на основе одинаковой
для всех заготовки (из гофрополосок) головы различных животных. Различие в
изображении животных достигается деталями (уши, носики, глазки...) и выбором
цвета бумаги. Воспитатель подготавливает основу под коллективную работу -
изображение теремка с окошками, количество которых соответствует количеству
детей, присутствующих на занятии.
Раздаточный
материал:
цветная бумага, дополнительные материалы (глазки пластмассовые разной величины,
шаблоны для ушек, пуговицы - носики и т.п.), клей ПВА, ножницы.
Демонстрационный материал:
изображения
животных на фотографиях, иллюстрациях.
4-я неделя
- «Сороконожка
и многохвост» (обучающее занятие). Дети придумывают и с помощью педагога
изготавливают всевозможные разновидности ног, хвостов и крыльев.
Раздаточный
материал:
цветная бумага, цветные полоски, бумажная веревка, различные кусочки упаковочной
бумаги с рисунком, гофробумага, клей ПВА, ножницы, возможно, шаблоны (перья,
лапы и др.)
5-я неделя -
«Фантастическое животное»
(итоговое
занятие). Дети используют созданные ими ранее части животных для создания
фантастического зверя или птицы.
Раздаточный
материал:
изготовленные части животных, лист под основу работы, цветная бумага,
дополнительные материалы (для большей выразительности образа), клей ПВА,
ножницы.
6 неделя - «Мы
плетем...» (обучающее занятие). Учимся плести из бумаги, делаем основу для
циферблата часов.
Раздаточный
материал:
полоски из плотной цветной бумаги (тонкий картон), клей ПВА, ножницы. Можно для
плетения использовать бумажную веревку (любого цвета), которая широко
используется в традиционном корейском бумажном искусстве.
Демонстрационный материал:
технологическая карта с показом способов плетения.
7 неделя -
«Часы и часики» (итоговое занятие). Детям предлагается придумать свой корпус для
часов (в виде домика, животного, цветка, вещи и т.п.) и, на сплетенной ранее
бумажной основе, создать оригинальный проект.
Раздаточный
материал:
цветная бумага, картон, шаблоны разных видов стрелок, цветные гофрополоски,
дополнительный материал (пуговицы, бусины, камушки и т.п.), клей ПВА, ножницы.
8-я
- 9-я недели -
«Из чего бывают долга?» (обучающие занятия). Рассматриваем изображения различных
материалов, используемых при строительстве. Каждая подгруппа выбирает свой
стройматериал для практического освоения. Особенность этих занятий заключается в
том, что все строительные материалы изготавливаются из бумаги, но имитируют
настоящие.
Имитация из
гофрополосок:
• «Дом из
кирпича». Учимся делать кирпичи из гофрополосок и строить из них дом
(предварительно следует обратить внимание детей на расположение кирпичей в
кладке).
• «Дом под
соломенной крышей» (полоски гофрокартона собираются в пучок, завязываются над
горлышком пластиковой бутылки - основы).
Имитация из
папье-маше:
• «Дом из
глины» (в качестве основы под папье-маше можно брать любые пластиковые изделия -
упаковка, игрушки...).
Имитация из
комков бумаги:
• «Дом из
камней»
Итог занятия -
разыгрывание детьми сказки «Три поросенка».
10-я неделя -
«Бревенчатый дом» («Дом Бабы-Яги») (обучающее занятие). Строим дом из бумажных
трубочек (для их изготовления используется карандаш без граней). «Курьи ножки» -
см. занятие четвертой недели. Дом строим всей группой в объеме.
11-я неделя -
«Строим дом для любимой игрушки» (итоговое занятие). Используя полученные навыки
по изготовлению «стройматериалов», дети придумывают и создают дома для своих
любимых игрушек.
Раздаточный
материал:
гофрополоски, цветная бумага разная по плотности, гофрокартон, картон, клей ПВА,
ножницы, дополнительный материал. Можно использовать детали, оставшиеся от
«строительства» на предыдущих занятиях. Обязательно стоит обратить внимание
детей на особенности домов - как они отражают особенности жизни своих хозяев,
какие детали жилища могут указать на характер их обитателей.
12-я неделя
- «Автосалон»
(обучающее занятие). Учимся изготавливать части машин. Подбираем соответствующий
материал. Делаем заготовки для последующей коллективной работы.
Раздаточный
материал:
цветная бумага, гофрокартон, гофрополоски, пуговицы, клей ПВА, ножницы, могут
быть использованы шаблоны разных кузовов и кабин машин.
Демонстрационный материал:
иллюстрации и
фотографии машин.
13-я неделя -
«Транспорт на улицах города» (итоговое занятие). Объемная аппликация -
коллективная работа. Воспитатель делает основу - городской пейзаж (на плоскости
или в объеме).
Раздаточный
материал:
Цветная бумага, заготовки - детали машин, сделанные на предыдущем занятии,
двойной объемный скотч, клей ПВА, ножницы, дополнительные материалы.
14-я
- 15-я недели
- «Готовимся к празднику» (обучающие занятия). Изготовление елочных игрушек.
Используя навыки работы с гофрополосками, умения складывания из бумаги, создаем
новогоднее убранство для группы. На этих занятиях можно использовать для
изготовления игрушек технику папье-маше или технику работы с бумажной веревкой.
Для изготовления снежинок, гирлянд, ажурных фонариков - технику художественного
вырезания.
Раздаточный
материал:
Цветная бумага разных видов (обычная, упаковочная и т.п.), тесьма золотая и
серебряная, гофрополоски и гофрокартон, двусторонний объемный скотч,
пластмассовые детали (глазки, носики и т.д.), пуговки, блестки, фольга и т.д.,
клей ПВА, ножницы.
16-я неделя -
«Скоро Новый год» - (итоговое занятие). Украшаем группу, используя созданные на
предыдущих занятиях елочные игрушки и декоративные элементы. Очень важно создать
праздничное настроение у детей и повысить их самооценку - не в каждой семье
этому уделяют внимание и разрешают детям украсить елку игрушками, созданными
своими руками.
Мастер-классы:
Дед Мороз.
Комплиментик
Снеговик
Ирис
Бычок
Собачка
породы такса
Другие публикации:
Объемное бумагокручение
Оригами. Статья Директора
Международного музея оригами Нины Острун
|