БУМАГИЯ наши работы главная страница магазин бумагопластика оригами квиллинг
новости

новости

о курсах

квиллинг (бумагокручение)

квиллинг (бумагокручение)

оригами

оригами

бумагопластика

бумагопластика

наши работы

наши работы

мастер-классы

мастер-классы

магазин

магазин

квилинг

квилинг

страна бумагия

страна бумагия

контакты

контакты

курсы английского языка

книжный интернет-магазин










   

Статья преподавателя Студии бумажного дизайна Е. В. Селезневой. Опубликована. в методическом пособии для педагогов ДОУ, ««Кругозор»: день за днем -2008»

ПОТЕНЦИАЛ ИСКУССТВА ХАНДИ В ПРОГРАММЕ «КРУГОЗОР»

В настоящее время все больший интерес вызывают программы дополнительного образования, способствующие развитию личности ребенка в процессе продуктивной творческой деятельности. Мы знаем, что ребенок лучше развивается в игровой непринужденной обстановке и познает новое через ощущения, полученные во время внимательного процесса. А если он при этом сможет создать что-либо, вызывающее восхищение у взрослых, то легко запомнит и все то, чему учит его преподаватель. Дайте детям дело, которое соответствует их природе, и самая разрушительная энергия сублимируется в созидательную! Работа с бумагой - универсальное средство, развивающее память, внимание, конструкторское мышление, логику, пространственное воображение и образное мышление, фантазию. Устойчивый интерес к традиционному корейскому бумажному искусству - ханди - в большой степени связан с нетрадиционными способами работы с бумагой:

1. Работа с гофрокартоном и гофробумагой. Особый эффект создается использованием разных приемов - сочетание бумажного моделирования, аппликации и рисования.

2. Работа с полосками (бумагокручение и бумагопластика). В процессе работы с полосками повышается внимательность, собранность, дисциплина, быстрее работает ум, появляется уверенность в своих силах и способностях, снижается тревожность. Задание построено таким образом, что изделие получается у всех.

3. Складывание из бумаги (из единого листа; из нескольких и соединение их в единое изделие). В маленьком листе бумаги содержится бесконечное множество скрытых возможностей - невидимых линий, по которым его можно сложить. Следует только найти те, которые вам необходимы. Едва уловимые, спрятанные до поры, они заставят плоский квадратик принять самые разнообразные формы - от выразительных животных до остроумных геометрических моделей. Существует определенная техника сворачивания листа, сложившаяся веками. При этом любая модель всегда несет в себе отпечаток личности создателя.

4. Работа с бумажной массой (папье-маше)

5. Соединение различных вариантов работы с бумагой в одном изделии.

Здесь сходятся моторика и воображение - логическое и пространственное в

равной мере, размышление и фантазия, быстрый результат и творчество. Возможно создание как индивидуальных, так и коллективных работ. Создав несколько изделий, ребенок компонует их в панно (цветочная поляна, зоопарк, джунгли). Такая смена деятельности предупреждает перенапряжение и утомление от насыщенной и разнообразной моторной и мысленной работы.

Занятия с бумагой способствуют социальной реабилитации больных с ограниченной подвижностью, улучшают ориентацию в пространстве для людей с нарушением зрения, способствуют усидчивости у гиперактивных детей и уверенности в своих силах у детей с задержкой психического развития. Работа с бумагой успокаивает в стрессовых ситуациях и выводит из депрессии.

По исследованиям Е. Р. и Ю. В. Шумаковых (Шумаков Е:. Р., Шумаков Ю. В. Метод развития познавательных и психомоторных способностей у детей с помощью оригами и межполушарная функциональная ассиметрия II Ежегодник Российского психологического общества «Методы психологии». Т. 3, вып. 1. - Ростов-на-Дону, 1997.), работа с бумагой влияет на психическое состояние детей следующим образом:

 -         повышается активность правого и левого полушария головного мозга и уравновешивается работа обоих полушарий;

-          повышается коэффициент интеллекта (по Равену);

-          активизируется творческое мышление (возрастает его оригинальность, гибкость и скорость);

-          активизируется трехмерное воображение;

-          повышается и стабилизируется на высоком уровне психоэмоциональное состояние;

-          снижается тревожность;

-          улучшаются двигательные способности рук, тонкая моторика, о чем свидетельствует повышение качества создаваемых детьми моделей;

-          •улучшается глазомер.

Занятия с дошкольниками искусством ханди не требуют особых условий для проведения. Группы формируются в зависимости от возраста обучающихся.

Старшая группа - одно занятие в неделю (20 - 25 минут), работа по подгруппам до 5 человек. Задачи: познакомить детей с основными приемами работы с бумагой, познакомить с основными техниками (аппликация, бумагопластика, оригами - складывание из бумаги, бумагокручение - работа с полосками из обычной и гофрированной бумаги), вызвать интерес к работе с бумагой, желание творчески использовать полученные навыки.

Обязательный этап знакомства с ханди - исследование и освоение на практике свойств и возможностей различных видов, сортов бумаги.

Подготовительная к школе группа - одно занятие в неделю (30 минут) с подгруппами по 5 - 6 человек. Занятия делятся на обучающие и итоговые. На первых дети осваивают элементы техники ханди, вторые входят в систему занятий изобразительной деятельности по программе «Кругозор». Здесь дети смогут использовать полученные ранее навыки работы с бумагой при создании групповых проектов, коллективных работ.

Предлагаем один из вариантов планирования работы с детьми подготовительной к школе группы ДОУ на первое полугодие:

1-я неделя - «Лепестки» (обучающее занятие). Вспоминаем технику бумагокручения, бумагопластики, складывания из бумаги. Опираясь на детский опыт, вспоминаем, какие бывают лепестки (круглые, овальные, капелькой, гладкие, гофрированные и т.д.) Предлагаем создать каждому ребенку несколько лепестков из разной бумаги, в разной технике, разной величины, формы, цвета, тем самым готовим материал к следующему занятию - коллективной работе.

Раздаточный материал: бумага разного цвета, полоски - гофрированные, простые от 7 - 10 мм шириной и 27 - 54 см длиной, ножницы, клей ПВА (можно использовать шаблоны лепестков).

Демонстрационный материал: технологические карты, показывающие все этапы изготовления работы

2-я неделя - «Лес на подоконнике» (итоговое занятие) - выполнение коллективной работы, итогом которой является «букет на подоконнике» (воспитателем заранее готовится основа под плоскостную работу с изображением окна).

Раздаточный материал: лепестки, сложенные детьми на предыдущем занятии; ножницы, клей ПВА, цветная бумага для изготовления стеблей и листьев.

Детям предлагается, договорившись между собой, составить сначала из лепестков цветы, затем из получившихся цветов - общий букет.

3-я неделя - «Теремок» (обучающее занятие). Детям предлагается создать на основе одинаковой для всех заготовки (из гофрополосок) головы различных животных. Различие в изображении животных достигается деталями (уши, носики, глазки...) и выбором цвета бумаги. Воспитатель подготавливает основу под коллективную работу - изображение теремка с окошками, количество которых соответствует количеству детей, присутствующих на занятии.

Раздаточный материал: цветная бумага, дополнительные материалы (глазки пластмассовые разной величины, шаблоны для ушек, пуговицы - носики и т.п.), клей ПВА, ножницы.

Демонстрационный материал: изображения животных на фотографиях, иллюстрациях.

4-я неделя - «Сороконожка и многохвост» (обучающее занятие). Дети придумывают и с помощью педагога изготавливают всевозможные разновидности ног, хвостов и крыльев.

Раздаточный материал: цветная бумага, цветные полоски, бумажная веревка, различные кусочки упаковочной бумаги с рисунком, гофробумага, клей ПВА, ножницы, возможно, шаблоны (перья, лапы и др.)

5-я неделя - «Фантастическое животное» (итоговое занятие). Дети используют созданные ими ранее части животных для создания фантастического зверя или птицы.

Раздаточный материал: изготовленные части животных, лист под основу работы, цветная бумага, дополнительные материалы (для большей выразительности образа), клей ПВА, ножницы.

6 неделя - «Мы плетем...» (обучающее занятие). Учимся плести из бумаги, делаем основу для циферблата часов.

Раздаточный материал: полоски из плотной цветной бумаги (тонкий картон), клей ПВА, ножницы. Можно для плетения использовать бумажную веревку (любого цвета), которая широко используется в традиционном корейском бумажном искусстве.

Демонстрационный материал: технологическая карта с показом способов плетения.

7 неделя - «Часы и часики» (итоговое занятие). Детям предлагается придумать свой корпус для часов (в виде домика, животного, цветка, вещи и т.п.) и, на сплетенной ранее бумажной основе, создать оригинальный проект.

Раздаточный материал: цветная бумага, картон, шаблоны разных видов стрелок, цветные гофрополоски, дополнительный материал (пуговицы, бусины, камушки и т.п.), клей ПВА, ножницы.

8-я - 9-я недели - «Из чего бывают долга?» (обучающие занятия). Рассматриваем изображения различных материалов, используемых при строительстве. Каждая подгруппа выбирает свой стройматериал для практического освоения. Особенность этих занятий заключается в том, что все строительные материалы изготавливаются из бумаги, но имитируют настоящие.

Имитация из гофрополосок:

• «Дом из кирпича». Учимся делать кирпичи из гофрополосок и строить из них дом (предварительно следует обратить внимание детей на расположение кирпичей в кладке).

• «Дом под соломенной крышей» (полоски гофрокартона собираются в пучок, завязываются над горлышком пластиковой бутылки - основы).

Имитация из папье-маше:

• «Дом из глины» (в качестве основы под папье-маше можно брать любые пластиковые изделия - упаковка, игрушки...).

Имитация из комков бумаги:

• «Дом из камней»

Итог занятия - разыгрывание детьми сказки «Три поросенка».

10-я неделя - «Бревенчатый дом» («Дом Бабы-Яги») (обучающее занятие). Строим дом из бумажных трубочек (для их изготовления используется карандаш без граней). «Курьи ножки» - см. занятие четвертой недели. Дом строим всей группой в объеме.

11-я неделя - «Строим дом для любимой игрушки» (итоговое занятие). Используя полученные навыки по изготовлению «стройматериалов», дети придумывают и создают дома для своих любимых игрушек.

Раздаточный материал: гофрополоски, цветная бумага разная по плотности, гофрокартон, картон, клей ПВА, ножницы, дополнительный материал. Можно использовать детали, оставшиеся от «строительства» на предыдущих занятиях. Обязательно стоит обратить внимание детей на особенности домов - как они отражают особенности жизни своих хозяев, какие детали жилища могут указать на характер их обитателей.

12-я неделя - «Автосалон» (обучающее занятие). Учимся изготавливать части машин. Подбираем соответствующий материал. Делаем заготовки для последующей коллективной работы.

Раздаточный материал: цветная бумага, гофрокартон, гофрополоски, пуговицы, клей ПВА, ножницы, могут быть использованы шаблоны разных кузовов и кабин машин.

Демонстрационный материал: иллюстрации и фотографии машин.

13-я неделя - «Транспорт на улицах города» (итоговое занятие). Объемная аппликация - коллективная работа. Воспитатель делает основу - городской пейзаж (на плоскости или в объеме).

Раздаточный материал: Цветная бумага, заготовки - детали машин, сделанные на предыдущем занятии, двойной объемный скотч, клей ПВА, ножницы, дополнительные материалы.

14-я - 15-я недели - «Готовимся к празднику» (обучающие занятия). Изготовление елочных игрушек. Используя навыки работы с гофрополосками, умения складывания из бумаги, создаем новогоднее убранство для группы. На этих занятиях можно использовать для изготовления игрушек технику папье-маше или технику работы с бумажной веревкой. Для изготовления снежинок, гирлянд, ажурных фонариков - технику художественного вырезания.

Раздаточный материал: Цветная бумага разных видов (обычная, упаковочная и т.п.), тесьма золотая и серебряная, гофрополоски и гофрокартон, двусторонний объемный скотч, пластмассовые детали (глазки, носики и т.д.), пуговки, блестки, фольга и т.д., клей ПВА, ножницы.

16-я неделя - «Скоро Новый год» - (итоговое занятие). Украшаем группу, используя созданные на предыдущих занятиях елочные игрушки и декоративные элементы. Очень важно создать праздничное настроение у детей и повысить их самооценку - не в каждой семье этому уделяют внимание и разрешают детям украсить елку игрушками, созданными своими руками.

Мастер-классы:

Дед Мороз.
Комплиментик
Снеговик
Ирис
Бычок
Собачка породы такса

Другие публикации:

Объемное бумагокручение
Оригами. Статья  Директора Международного музея оригами Нины Острун


новости

29.12.2016
Дорогие друзья! С наступающим Новым годом и Рождеством! Ждем вас в новом году у нас в Студии. Творческих вам успехов и исполнения всех желаний.

01.12.2016
Друзья! 4 декабря в 15 часов состоится новогодний мастер-класс "Петушок"в технике гофроквиллинга. Подробности смотрите здесь Запись по телефону 8-921-945-85-72, 275-13-52 или в группе в контакте https://vk.com/topic-11506409_34928212

12.09.2016
Рады сообщить вам, что товары оптового интернет-магазин товаров для квиллинга http://poloskioptom.ru теперь доступны и розничным покупателям.

Все новости